Что делают в казначействе. Основные задачи и функции органов федерального казначейства. Планирование и контроль

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан практически не участвует в процессе обновления республики, игнорирует республиканские органы власти.

Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федераций - второй уровень - территориальные органы, располагаются в административных центрах субъектов Российской Федерации. Исполнение бюджета может быть либо банковским, либо казначейским. В России переход к казначейскому исполнению бюджета начался в 1992 г. и закончился в 2000 г. До 1992 г. исполнение бюджета в нашей стране было банковским.

При банковском исполнении бюджета средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов в Банке России или в коммерческих банках. Один раз в пять дней Банк России получал от коммерческих банков информацию о поступлениях налоговых платежей, зачисляемых в доход федерального бюджета.

Она носила обобщенный характер и не детализировалась в соответствии с бюджетной классификацией. Понятно, что данные налоговых органов и Банка России могли не совпадать из-за отсутствия сверки в ходе их получения.

При банковской системе финансирование расходов бюджета проводилось через счета в банках отраслевых министерств и ведомств. При этом невозможно было контролировать процесс прохождения выделенных средств до бюджетных учреждений, т. е. конечных получателей.

Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета. Эта книга ведется на основе плана счетов, утверждаемого самим казначейством. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

23 февраля – праздник, прежде всего, военных людей, но вместе с тем, это праздник и всех мужчин — тех, кто в любую минуту готов стать в строй, чтобы защитить своих близких и родных, свою Родину. Этот праздник олицетворяет главные качества любого мужчины: мужество, силу, заботу и ответственность.

Расходы федерального бюджета». Центрального банка, ни в кредитных организациях. Управлении и отделениях Управления на территории области. Управления и территориальных отделов. По имеющейся достоверной информации, факты коррупционной составляющей в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан вышли далеко за пределы мыслимых и немыслимых рамок приличия.

Проверка в рамках проекта «За честные закупки» выявила много фактов злоупотреблений в этом ведомстве. Более того, его деятельность направлена на дестабилизацию ситуации в республике. В 2016 году Федеральному казначейству дополнительно переданы полномочия Росфиннадзора.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

В республике это решение вызвало удивление: «доверили козе капусту». Налицо необходимость внешней проверки деятельности этого органа с привлечением правоохранительных органов, а заодно подтвердить, что в России нет неприкасаемых.

С 5 октября 2007 года Федеральное казначейство возглавляет Артюхин Роман Евгеньевич. Место нахождения Федерального казначейства - г. Москва. Кроме того, УФК Марий Эл проводит все виды бюджетной отчетности. 6)обеспечение иммунитета бюджета. РФ налогах и сборах.

Бюджетным кодексом Российской Федерации. 40102 счетом «Доходы федерального бюджета». 142 бюджета городских и сельских поселений. Почетной грамотой Федерального казначейства. В последние годы в Управлении происходит смена поколений.

Коррупция – препятствие для развития России», – сказал В. В. Путин в ежегодном послании. Главы муниципальных образований терпят поборы с муниципальных учреждений, лишь бы их не трогали и не мешали воровать. Многие опытные работники Росфиннадзора по РД были вынуждены уволиться.

Управление интегрированных информационных систем государственных финансов. Структура казначейства состоит из трех звеньев. Полная и частичная перепечатка материалов с www.Grandars.ru невозможна без письменного разрешения администрации сайта и указания активной ссылки на статью-источник.

Эта информация передавалась в Министерство финансов. Данные, заносимые в главную книгу казначейства, являются основой для подготовки отчетов об исполнении федерального бюджета. В Федеральном казначействе ведется сводный реестр получателей средств федерального бюджета. При переводе работников Росфиннадзора в УФК по Республике Дагестан от этих работников потребовали до 3 млн рублей. Кроме того, эти данные не были оперативными. Этим пользовались коммерческие банки, используя бюджетные средства в качестве своих кредитных ресурсов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2004 г. N 703
О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ

Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ
от 11.11.2006 N 669, от 24.04.2008 N 301, от 07.11.2008 N 814,
от 27.01.2009 N 43, от 15.06.2010 N 438,
от 28.01.2011 N 39, от 24.03.2011 N 210,
от 26.12.2011 N 1147, от 15.06.2013 N 506,
от 02.11.2013 N 988, от 18.06.2014 N 558,
от 27.12.2014 N 1581, от 25.12.2015 N 1435, от 13.04.2016 N 300,
от 01.07.2016 N 616, от 15.03.2017 N 301,
с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
от 14.03.2005 N 127)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральном казначействе.

2. Разрешить Федеральному казначейству иметь до 8 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 22 управлений по основным направлениям деятельности Федерального казначейства. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.11.2006 N 669, от 26.12.2011 N 1147, от 15.06.2013 N 506, от 13.04.2016 N 300)

3. Подчинить Федеральному казначейству территориальные органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

5. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о размещении в установленном порядке центрального аппарата Федерального казначейства в г. Москве, ул. Ильинка, дома 7, 9 и 10/2, строение 1, Славянская площадь, д. 4, строение 1, Миусская площадь, д. 3, строения 1, 4 и 6, Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2011 N 1147, от 13.04.2016 N 300)

6. Внести в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478) следующие изменения:

б) пункт 3 признать утратившим силу;

в) в подпункте 3 пункта 5:

в абзаце втором слово: "обеспечение" заменить словом: "организацию";

в абзаце третьем слова: "ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и" исключить;

абзац пятый признать утратившим силу;

г) в пункте 7:

абзац утратил силу с 28 января 2011 года. - Постановление Правительства РФ от 28.01.2011 N 39;

слова: "и предельную численность работников территориальных органов в количестве 51777 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий)" исключить.

7. Внести в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258), следующие изменения:

а) в пункте 2 слова: "Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу" заменить словами: "Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства";

б) подпункты 5.3.3, 5.3.5 - 5.3.8 признать утратившими силу;

в) в подпункте 5.3.4 слова: "ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и" исключить.

8. Признать утратившими силу:

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864 "О федеральном казначействе Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 3320);

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1995 г. N 135 "О внесении изменений в Положение о федеральном казначействе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 681);

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 109 "О внесении изменений в Положение о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 696).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.11.2006 N 669,

от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 15.06.2010 N 438,

от 24.03.2011 N 210, от 26.12.2011 N 1147, от 15.06.2013 N 506,

от 02.11.2013 N 988, от 18.06.2014 N 558, от 27.12.2014 N 1581,

от 25.12.2015 N 1435, от 13.04.2016 N 300, от 01.07.2016 N 616)


I. Общие положения


1. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

2. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1147)


II. Полномочия


КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 803 установлено, что Федеральное казначейство без ограничений осуществляет все виды валютных операций, регулируемых Федеральным законом
"О валютном регулировании и валютном контроле".

5. Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

5.2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

5.3. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

5.4. открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.5. ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.6. ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

5.7. составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.8. получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.9. осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.10. осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

5.11. осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

5.12. осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5.13. обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

5.14. осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

5.15. осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

5.15(1). осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(пп. 5.15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.15(2). осуществляет внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

(пп. 5.15(2) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.15(3). осуществляет в установленном Федеральным казначейством порядке анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), а также направление в Министерство финансов Российской Федерации докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля;

(пп. 5.15(3) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.15(4). осуществляет в установленном Федеральным казначейством порядке анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

(пп. 5.15(4) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.15(5). утверждает общие требования к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

(пп. 5.15(5) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.15(6). осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(пп. 5.15(6) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.15(7). осуществляет контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации и (или) возмещения причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

(пп. 5.15(7) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.15(8). представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства;

(пп. 5.15(8) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.16. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;

5.17. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;

5.18. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.18(1). обеспечивает защиту полученной в процессе деятельности информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, аудиторскую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

(пп. 5.18(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.18(2). осуществляет функции удостоверяющего центра для обеспечения участников электронного взаимодействия в установленной сфере деятельности сертификатами ключей проверки электронных подписей;

(пп. 5.18(2) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.18(3). осуществляет переподготовку (повышение квалификации) сотрудников органов Федерального казначейства в области защиты государственной тайны, технической защиты информации;

(пп. 5.18(3) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.19. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение письменных обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, принятие по ним решений, а также направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

(пп. 5.19 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

5.20. организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Федерального казначейства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных федеральных казенных учреждений по их мобилизационной подготовке;

(пп. 5.20 в ред. Постановления Правительства РФ от 18.06.2014 N 558)

5.20(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Федеральном казначействе;

(пп. 5.20(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.21. организует дополнительное профессиональное образование работников Федерального казначейства;

(пп. 5.21 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

5.22. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;

5.23. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.24. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; (пп. 5.24 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1581)

5.24.1. ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

(пп. 5.24.1 введен Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 669)

5.24(2). - утратил силу - Постановление Правительства РФ от 15.03.2017 N 301

(осуществляет межведомственную координацию деятельности в сфере систематизации и кодирования технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области;)

(пп. 5.24(2) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2013 N 506).

5.25. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право;

6.1. запрашивать и получать сведения и документы, необходимые для осуществления контроля, а также для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

(пп. 6.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.3. организовывать проведение необходимых экспертиз, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

(пп. 6.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

6.5. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

6.6. создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с Министром финансов Российской Федерации;

6.7. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

6.7(1). обращаться в суд с исковыми заявлениями в случае неисполнения предписаний о возмещении ущерба, причиненного нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

(пп. 6.7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

6.8. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

7. Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Федерального казначейства по управлению имуществом, закрепленным за Федеральным казначейством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Федерального казначейства.

7(1). Должностные лица Федерального казначейства при осуществлении контрольных мероприятий:

7(1).1. имеют право прохода в установленном порядке на территорию объекта контроля, а также во все здания и помещения, занимаемые этим объектом, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;

7(1).2. имеют право в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения таких противоправных действий изымать необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, оставляя акт изъятия и копии изъятых документов или их опись в соответствующих делах;

7(1).3. при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность объектов контроля, если иное не установлено законом. (п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

III. Организация деятельности

8. Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства;

9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федерального казначейства;

9.2.4. предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федерального казначейства;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства;

9.2.7. проекты положений о территориальных органах Федерального казначейства;

9.2.8. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства финансов Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

(пп. 9.2.8 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 616)

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральном казначействе;

9.5. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Федерального казначейства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.8. утверждает в установленном порядке положение о Почетной грамоте Федерального казначейства, положения об иных ведомственных наградах и описание этих наград;

(пп. 9.8 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1147)

9.9. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральное казначейство вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

Исполнение бюджета может быть либо банковским, либо казначейским. В России переход к казначейскому исполнению бюджета начался в 1992 г. и закончился в 2000 г. До 1992 г. исполнение бюджета в нашей стране было банковским.

Чем отличаются эти две формы исполнения бюджета?

При банковском исполнении бюджета средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов в Банке России или в коммерческих банках. Один раз в пять дней Банк России получал от коммерческих банков информацию о поступлениях налоговых платежей, зачисляемых в доход федерального бюджета. Эта информация передавалась в Министерство финансов. Она носила обобщенный характер и не детализировалась в соответствии с бюджетной классификацией.

Параллельно с этим процессом налоговые органы собирали информацию о зачисленных на их счета налоговых платежах, обобщали ее и передавали в Министерство финансов два раза в месяц.

Понятно, что данные налоговых органов и Банка России могли не совпадать из-за отсутствия сверки в ходе их получения. Кроме того, эти данные не были оперативными.

При банковской системе финансирование расходов бюджета проводилось через счета в банках отраслевых министерств и ведомств. При этом невозможно было контролировать процесс прохождения выделенных средств до бюджетных учреждений, т. е. конечных получателей. Этим пользовались коммерческие банки, используя бюджетные средства в качестве своих кредитных ресурсов.

Казначейская система исполнения бюджета состоит в том, что при ней между налогоплательщиками и бюджетополучателями, с одной стороны, и банками, с другой — встраивается особая контролирующая структура — казначейство.

Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов — и доходный, и расходный — на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета.

Казначейство выполняет следующие функции:
  • обеспечивает учет всех доходов бюджета;
  • подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;
  • осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

Федеральное казначейство входит в состав Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство регистрирует поступающие доходы и осуществляемые расходы в Главной книге Федерального казначейства. Эта книга ведется на основе плана счетов, утверждаемого самим казначейством. Данные, заносимые в главную книгу казначейства, являются основой для подготовки отчетов об исполнении федерального бюджета. В Федеральном казначействе ведется сводный реестр получателей средств федерального бюджета.

Для учета расходов федерального бюджета используются лицевые счета бюджетных средств, открываемые в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

Структура казначейства состоит из трех звеньев.

  1. Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Это управление осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета.
  2. Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург.
  3. Отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК).

Федеральное казначейство в структуре министерства финансов

Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре РФ. Федеральное казначейство руководствуется Положением о Федеральном казначействе.

В Российской Федерации образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  • составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
  • осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
  • организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с министром финансов Российской Федерации;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Федерального казначейства по управлению имуществом, закрепленным за Федеральным казначейством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Федерального казначейства.

Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства.

Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства:

  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • представляет министру финансов Российской Федерации:
  • проект положения о Федеральном казначействе;
  • предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении;
  • предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства;
  • проекты положений о территориальных органах Федерального казначейства;
  • назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральном казначействе;
  • утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства;
  • утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Федерального казначейства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает положение о Почетной грамоте Федерального казначейства;
  • на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Место нахождения Федерального казначейства — г. Москва.

В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.

Главные задачи органов Казначейства:

1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы;

2) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

4) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

5) управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

6) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:

Организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

Руководство работой территориальных органов Федерального казначейства;

Доведение до территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям;

Ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

Организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передача в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

Управление доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, распоряжение средствами на соответствующих счетах в банках, кроме средств государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств, осуществление операций с этими средствами;

Организация осуществления взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами, организация контроля за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

Организация и осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета, других централизованных финансовых ресурсов и направлений их использования; учета операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах казначейства; сбора, обработки и анализа информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

Осуществление по поручениям Правительства РФ и Минфина РФ других операций со средствами федерального бюджета, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;

Организация работы территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

Управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга совместно с Банком России и другими уполномоченными банками, организация и осуществление размещения на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;

Организация и ведение операций по учету государственной казны.

Органы Казначейства по субъектам РФ, а также городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоящие органы Казначейства, осуществляют на соответствующей территории функции, применительно к функциям, рассмотренным выше, кроме функций, относящихся исключительно к обслуживанию федерального бюджета, закрепленным за Главным управлением федерального казначейства.

Органы Казначейства по городам, кроме городов районного подчинения, районам, районам в Городах выполняют следующие функции:

Осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

Обеспечивают целевое финансирование предприятий за счет средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и целевое использование федеральных внебюджетных средств;

Обеспечивают полный учет распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

Осуществляют распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, производят отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в местные бюджеты;

Осуществляют операции со средствами федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральными внебюджетными средствами;

Осуществляют кассовое планирование средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств и направлений их использования;

Контролируют своевременность совершения операций и целевое направление использования средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

Осуществляют по представлению Министерства РФ по налогам и сборам возврат в федеральный бюджет излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;

Осуществляют учет операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах органов Федерального казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;

Осуществляют сбор, обработку и передачу вышестоящим органам Казначейства информации и отчетов об исполнении доходов и расходов федерального бюджета, о финансовом исполнении государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлении и использовании федеральных внебюджетных средств;

Осуществляют отдельные операции по поручению вышестоящих органов Казначейства.

Органы Казначейства наделены следующими правами;

Открывать счета для зачисления и выдачи средств в Банке России, его учреждениях на местах, других кредитных организациях;

Приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств;

Выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные федеральные внебюджетные фонды или федеральных внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия штрафа в размере ставки рефинансирования Банка России;

Налагать на кредитные организации штраф при несвоевременном исполнении ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в государственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующие кредитные организации в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в Банк России представления о лишении кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций.

Федеральное казначейство осуществляет следующие бюджетные полномочия:

Организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

Исполняет федеральный бюджет, а также бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

Осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

Осуществляет операции со средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

Составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

Готовит отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;

Представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

Устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

Открывает и закрывает в Банке России и его учреждениях, а также в уполномоченных кредитных организациях счета для зачисления и выдачи бюджетных средств;

Открывает и закрывает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета других получателей бюджетных средств;

Обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и других сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств федерального бюджета;

Получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов;

Направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, Банку России и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их устранением; приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

Взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета бюджетные средства, используемые не по целевому назначению;

Взыскивает со всех счетов бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;

Налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в пределах своей компетенции;

Ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;

Осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.
Федеральное казначейство может осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по заключенным с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления соглашениям.

Полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации, включая кредитные организации, осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

Современное казначейство призвано исполнять гораздо больше функций, чем просто контроль выплат, поэтому условно все функции казначейства можно разбить на две группы: планирование и контроль, оптимизация процессов и процедур.

Планирование и контроль

Базовые функции любого казначейства – краткосрочное планирование движения денежных средств, формирование платежного календаря, поддержание платежеспособности компании и недопущение кассовых разрывов.

Более продвинутая задача – контроль оплат на соответствие бюджету. В самом простом виде она реализуется так. Если заявка на платеж есть в реестре выплат и ее сумма не превышает остатка по соответствующей статье бюджета движения денежных средств (БДДС), то документ отправляется на исполнение. Если ответ «нет» хотя бы по одному из этих двух пунктов – дополнительно согласуется с руководством.

Сложнее, когда информации о лимитах по БДДС явно недостаточно и нужна дополнительная проверка по бюджету доходов и расходов (БДР). В этом случае положительное решение нередко принимается вне зависимости от того, выше ли сумма, чем запланировано в БДДС. Например, компании предложили оплатить аренду за три месяца вперед со скидкой 20 процентов. Здесь контроль по БДДС не имеет смысла, ведь в этом бюджете может быть заложена выплата в расчете на месяц (при этом денег в свободном остатке хватает на трехмесячный арендный платеж). А проверка по БДР (с учетом разнесения суммы на три месяца равными частями) даст зеленый свет такому предложению. И компания в итоге выиграет в прибыли.

С планирования и контроля оплат постановка казначейства только начинается. Следующий этап – проверка исполнения корпоративных процедур.

Выплата денег – это такое уникальное событие в хозяйственной деятельности, к которому можно привязать различные контроли. В оперативном перечислении средств заинтересован не только контрагент, но и инициатор платежа. Для последнего это означает своевременную поставку товаров или начало работ по проекту в срок. Следовательно, момент обработки заявки вполне может послужить контрольной точкой, например, в части управления рисками. Конечно, это напрямую не входит в задачи казначейства. Но поскольку для реализации большинства управленческих решений требуются деньги, платежный календарь и послужит «проверочным постом» для них.

Достаточно выделить ключевые риски, определить, как по ним должны приниматься решения, спроецировать их на платежный календарь и не пропускать оплат без нужных согласований.

Также можно добавить в перечень функций казначейства такие составные части управления рисками, присущие этому подразделению, как страхование имущества, хеджирование открытых валютных позиций и контроль над эффективным использованием капитала предприятия.

Дальнейшее развитие контрольных функций казначейства – корпоративные обязательства . В краткосрочном периоде компании зачастую ограничены в управлении большинством своих расходов. Договоры с поставщиками и подрядчиками уже заключены, плюс есть такие обязательные платежи, как зарплата, аренда, налоги и пр. В идеале в казначейство (как вариант в отдел) должна поступать информация обо всех будущих (реальных и возможных) расходах по всем договорам. И если разнести этот суммарный объем обязательств по времени – график выплат компании будет практически готов.

Почти каждую заявку на платеж следует привязать к определенному договору (конечно, для мелких расходов можно сделать исключение). Нет действующего документа – нет оплаты. Если такое правило установлено, то заявка проверяется казначейством не только на соответствие бюджету, но и контракту (действительно заключен, в нем прописаны именно такие обязательства, сумма не отличается от договорной, условия оплаты те же). Это простое требование, но на практике порой возникает необходимость в оплате по еще не подписанному обеими сторонами договору.

Т.о. у казначейства есть еще одно направление для контроля – исполнение обязательств самой компанией и ее деловыми партнерами, например, по кредиту и поставщиками.

Чтобы не допускать просрочек и сделать систему казначейства эффективной для управления можно ввести определенные контрольные показатели, например, «процент просроченной кредиторской задолженности по сырью» и закрепить его как KPI за казначейством (норматив – 0%).

При передаче дополнительных функций казначейству, не стоит забывать, что основные задачи этого отдела – обеспечить компанию денежными ресурсами, а также правильно и своевременно исполнять платежи, укладывающиеся в рамки бюджета. Поэтому нужно тщательно оценивать эффективность мер по расширению обязанностей казначейства. Ведь при нерациональном подходе можно навредить действующим процессам и увеличить расходы компании.

Вроде бы не главная с управленческой точки зрения, но не менее важная функция – контроль корректности данных для целей бухгалтерского (налогового) учета. Имеется в виду проверка заявки на правильность заполнения реквизитов контрагента, договора, наличия платежных документов. И это тоже могут делать в казначействе.

Оптимизация платежных процессов и процедур

Первая из задач второго блока функций казначейства – оптимизация движения денежных средств, а также их остатков по источникам финансирования и валюте платежа с целью снижения стоимости привлеченного капитала и максимизации дохода от размещения временно свободных денег. Для группы компаний решение этой задачи существенно упрощается, если создается централизованное казначейство. Причем не обязательно переводить все дочерние предприятия в один банк и на единый расчетный счет, достаточно иметь доступ к их счетам (Cash management). Только будьте осторожны с использованием такого инструмента как Cash management и заранее продумайте схемы товарно-денежных потоков и межхозяйственных связей. Кроме того, территориально распределенным компаниям централизованное казначейство поможет увеличить оборачиваемость денег. Все дело в часовых поясах. Сначала оплачиваете по счетам дальневосточного банка, в конце операционного дня переводите остатки в Москву и оплачивайте их счета. В столице можно деньги весь день использовать и под вечер перевести обратно.

В холдингах казначейство зачастую играет роль внутреннего расчетно-кассового центра, практически банка. Оно перераспределяет деньги между проектами (бизнесами), отвечает за внутрикорпоративное кредитование. И здесь возникает новая задача – корректный расчет рентабельности проектов (бизнесов) с учетом внутренней стоимости денег. Результаты этих расчетов понадобятся при оптимизации бизнес-портфеля.

Отдельная задача для казначейства – оптимизация залоговой массы и повышение кредитоспособности компании. Ведь многие производственные и торговые компании не могут договориться с банками о новом займе по одной причине – нет качественного и достаточного обеспечения. В этой ситуации казначейству можно вменить управление залогами: когда и какой из них и под какой кредит будет заведен, когда освобожден и станет доступным для нового кредитного договора. Ожидаемый результат – повышение оборачиваемости залогов. Кроме того, в зависимости от состава и ликвидности последних может меняться процентная ставка по банковским кредитам.

Основная функция казначейства – это управление денежными потоками. Нужно собрать деньги, зачислить их на счета компании и произвести оплату. Все остальное – составляющие, которые помогают выполнять поставленные задачи. В одних компаниях казначейство включает корпоративные финансы, в других – это два разных подразделения.

Повышение качества управленческого учета и отчетности – в этом также может помочь казначейство. В управленческом учете, как правило, сроки закрытия гораздо короче, чем в бухгалтерском. Необходимо завершить период задолго до того, как будет полностью готова первичная база и отчетность по РСБУ. И не важно, какой метод трансформации используется (трансляция от документов или конвертация оборотов по счетам), в любом случае в управленческом учете требования к оперативности и глубине аналитики гораздо выше, чем в бухгалтерском.

Но ведь вся управленческая аналитика по деньгам есть уже в заявках на выплату денежных средств. Поэтому при поступлении выписки из банка каждую выплату можно связать с породившей ее заявкой и автоматически подцепить из последней все управленческие аналитики. Поскольку выписки банка вводятся в систему учета оперативно, то и управленческая отчетность для топ-менеджмента по факту движения денежных средств во всех необходимых разрезах формируется достаточно быстро. Более того, информация по затратам компании также может вноситься на основании выплат, то есть тех же заявок. Поэтому можно сделать так, чтобы информация по оплаченным заявкам автоматически формировала так называемый управленческий факт по расходам. Прошла оплата – сформировался предварительный расход, сразу видно фактическое отражение в бюджете движения денежных средств и бюджете доходов и расходов.

С предыдущей задачей связана еще одна – ускорение закрытия периода. А точнее, один из ее аспектов – повышение исполнительской дисциплины. Часто сроки закрытия страдают из-за позднего представления первичных документов сотрудниками или контрагентами. Уговорами тут не поможешь, нужны жесткие меры. Можно установить дополнительные проверки в процессе выплат. Есть у заявителя авансовый отчет под ранее выданные деньги или другие оправдательные документы? Нет – не получишь деньги по новой заявке. Или если контрагент по предыдущей оплате не представил акты выполненных работ по предыдущему авансу, на очередной транш он может не рассчитывать. И так системно можно проанализировать все узкие места в процессах получения первичных документов и завязать их на платежный календарь.

С уважением Молодой Аналитик