Технология геологической разведки» (ТГР). Технология геологической разведки Технология геологической разведки

О специальности

Специалисты по технологии и технике разведки занимаются бурением геологоразведочных скважин и проведением геологоразведочных выработок.
Бурение скважин производится в разнообразных условиях – на суше, с поверхности водоёмов и морей.
Это важнейший основополагающий способ получения достоверной информации о геологическом строении земной коры, получении образцов горных пород и полезных ископаемых залегающий на больших глубинах
В геологоразведочных организациях специалисты по технологии и технике разведки осуществляют общее руководство производством, технологическими службами, занимаются внедрением новой буровой и горнопроходческой техники, разработкой принципиальной новой техники и технологии.
Готовит специалистов кафедра «Технологии и техника разведки месторождений полезных ископаемых», срок обучения 5лет, присваевается
Создавать новую технику, технологию и руководить указанными производственными работами может только грамотный и эрудированный специалист, поэтому студенты изучают широкий комплекс дисциплин: общеполитические и экономические, общенаучные и общеинженерные, геологоразведочные и специальные, определяющие профиль специалиста в геологоразведочном производстве. Всего около 50 дисциплин, половина которых технического, а четверть – геологического характера.
Студентам обучающимся на хорошо и отлично, предоставляется возможность параллельно с основной учёбой обучаться по другой специальности. Чаще всего студенты выбирают экономические специальности, дополняющие основную.
Специальность 130 203 имеется и на заочном факультете университета.
Инженеры специальности «Технология геологической разведки» — наиболее востребованная и высокооплачиваемая профессия в геологоразведке.
Учебный процесс построен на сочетании теоретической и практической подготовки. Занятия проходят в специально оборудованных аудиториях и лабораториях (Буровых машин и механизмов, технологии бурения, промывочных жидкостей и тампонажных смесей, автоматизации буровых процессов). Лаборатории оснащены оборудованием, материалами и инструментами, применяемыми в реальном буровом процессе, и активно пополняются современной техникой.
Летом все студенты проходят производственную практику на различных предприятиях («Красноярская буровая компания», «Полюс-золото», и др.) и во вновь созданном Буровом центре СФУ.
На втором курсе студенты проходят специальную подготовку и сдают экза
мены на квалификацию машинист механического колонкового бурения 3 или 4 разряда, что дает им право проходить производственную практику в геологоразведочных предприятиях в качестве помощников бурильщика.
Увеличение объёмов геологоразведочных работ и разворачивающееся бурное строительство в России создают новые перспективы для выпускников кафедры. Уже сейчас в стране много бурится скважин различного технического назначения (для водоснабжения, при строительных и изыскательских работах, при разведке на нефть и газ и т.д.).
В настоящее время спрос на инженеров по технике разведки на много превышает темпы подготовки молодых специалистов.
В силу своей разносторонней подготовки выпускники специальности легко осваивают смежные профессии и руководят отделами и цехами промышленных предприятий и организаций, а выпускники с организаторскими способностями, уходят в органы управления различного ранга.

Описание

По этой специальности готовят геологов-практиков. Учебная программа предусматривает изучение следующих дисциплин: геологии, гидрогеологии, разведочной геофизики, математического моделирования, бурения скважин, геофизических исследований скважин, основ топографии, месторождения полезных ископаемых, инженерной графики, основ производственного менеджмента.Помимо теоретической подготовки, в учебный план включены семинары и практика на учебных полигонах. К концу обучения студенты должны уметь:

  • производить измерения в полевых условиях с помощью специальной аппаратуры;
  • проводить экспериментальные и теоретические исследования, способные оптимизировать и усовершенствовать технологию геологической разведки;
  • составлять техническую документацию, отчеты и описания исследований, которые могут лечь в основу научно-исследовательской работы;
  • разрабатывать технические нормативы и нормы выработки при проведении геологической разведки;
  • разрабатывать и внедрять современные методы геологической разведки.

Кем работать

Выпускники специалитета «Технология геологической разведки» занимаются: поиском неизвестных ранее месторождений полезных ископаемых на основе данных, полученных при бурении геологоразведочных скважин; разработкой существующих залежей; геологическим изучением месторождений. Многие квалифицированные специалисты работают в полевых условиях, и деятельность их с каждым годом расширяется за счет освоения новых месторождений подземных вод, углеродного сырья и других полезных ископаемых.Молодые люди, окончившие специалитет, могут работать геологами, сейсморазведчиками, горными инженерами, техниками или лаборантами в геологоразведке, в добывающих компаниях или в специализированных научных институтах.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

высшего образования

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

____________/ Л.А. Марюшин /

“____”______________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Специальность

Технология геологической разведки»

Специализация

Квалификация (степень) выпускника

Горный инженер-буровик

Форма обучения

«Заочная»

Для поступивших в 2016 г.

Москва 2016

1. Цели освоения дисциплины

Целевая функция дисциплины «Минерально-сырьевые ресурсы России» - повышение знаний студентов об обеспеченности России разведанными запасами минерально-сырьевых ресурсов, составе и учете минерального сырья РФ.

Основная задача дисциплины заключаются в изучение промышленной значимости минерально-сырьевых ресурсов по видам полезных ископаемых на федеральном уровне и баланса размещения с геолого-экологической оценкой уникальных месторождений по Федеральным округам РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Минерально-сырьевые ресурсы России» в качестве базовой входит в вариативную часть (Б.1.В.2). Данная дисциплины взаимосвязана логически и содержательно-методически со следующими дисциплинами и практиками:

Иностранный язык,

Общая геология,

Правовые основы недропользования,

Месторождения полезных ископаемых,

Промышленные типы месторождений полезных ископаемых».

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:

4. Структура и содержание дисциплины



Общая трудоемкость дисциплины «Минерально-сырьевые ресурсы России» составляет 5 зачетных единиц, т.е. 180 академических часов (из них 160 часов – самостоятельная работа студентов для специальности «Технология геологической разведки»). Разделы дисциплины изучаются на втором курсе.

Структура и содержание дисциплины «Минерально-сырьевые ресурсы России» по разделам и видам занятий представлены в приложении 1.

4.1. Структура и содержание дисциплины

Прежде чем приступить к основательному изучению дисциплины необходимо ознакомиться с введением к ней и вводной частью. При этом особое внимание уделить ключевым терминам и понятиям. Постоянно обращаясь к ним при изучении последующих частей дисциплины. Базовое значение для этой дисциплины и последующего цикла геологических дисциплин имеет современная сводная генетическая классификация. Ознакомление с нею дает представление обо всем разнообразии генезиса месторождений минерально-сырьевых ресурсов. Группировка месторождений по запасам и содержанию полезных компонентов основана на дифференциации месторождений по величине запасов и качественным характеристикам. В завершение вводной части следует обратить внимание на приоритеты в оценке минерально-сырьевого потенциала России, после чего переходить к изучению теоретической части, изложенной в следующих 4-х частях учебного пособия .

Образовательные технологии

Организация занятий по дисциплине «Минерально-сырьевые ресурсы» проводится по традиционной технологии по видам работ (мультимедийные лекции, контрольные работы, лабораторные работы, семинар, текущий контроль) согласно расписанию.

Лекционные занятия проводятся в аудиториях в виде презентаций лекционного материала. Основные моменты лекционных занятий конспектируются. Отдельные темы предлагаются для самостоятельного изучения.



При проведении занятий используются интерактивный характер изложения материала. По ходу чтения лекций с участием студентов совершается экскурс в соответствующие разделы дисциплин, предшествующих дисциплине «Минерально-сырьевые ресурсы». Преподавателем организуются дискуссии, как на лекциях, так и на практических занятиях по вопросам, имеющим альтернативные решения. Возможна также организация «круглых столов» и встреч с представителями российских предприятий.

На лабораторных работах студенты занимаются с геологической картой и картой полезных ископаемых.

Самостоятельная работа по дисциплине включает:

Самоподготовку к учебным занятиям по конспектам, учебной литературе и с помощью электронных ресурсов;

Выполнение контрольных работ;

Подготовка к семинару.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определен главной целью образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины «Кристаллография и минералогия» и в целом по дисциплине составляет 50% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа составляют 33,3% от объема аудиторных занятий.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся по дисциплине предусмотрены:

Контрольные задания;

Тесты для самоконтроля,

Подготовка и выступление на семинарском занятии с презентацией и обсуждением на тему: Минерально-сырьевые ресурсы федеральных округов России (индивидуально для каждого обучающегося),

Перечень вопросов для подготовки к экзамену.

6.1. Фонды оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

«Минерально-сырьевые ресурсы России»

Фонды оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Минерально-сырьевые ресурсы России» приведены в Приложении 2 к рабочей программе.

6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине (модулю)

Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины (модуля)

Основная литература:

1. А.Г. Милютин, К.А. Мирная «Минерально-сырьевые ресурсы», Москва, Высшая школа, 2014.

2. А.Г. Милютин «Геология», учебник для вузов, 3-е издание, переработанное и дополненное, Москва, Юрайт, 2012.

Дополнительнаялитература :

1. Милютин А.Г. Геология: Учебник – 2-е издание, доп. М.: Высшая школа, 2008.

2. Экология: геоэкология недропользования: учебник/А.Г. Милютин, Н.К. Андросова, И.С. Калинин, А.К. Порцевский; под ред. А.Г. Милютина – М.: Высшая школа, 2007.

3. Андросова Н.К. Экологическая геология. Учебное пособие, 2-ое издание. М.: МГОУ, 2012.

4. Андросова Н.К. Экологическая геология. Учебное пособие, 2-ое издание. М.: МГОУ, 2010.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Учебный процесс обеспечен:

комплектом лицензионного программного обеспечения Автокад, Adobe Photoshop, Corel draw и др.

интернет-ресурсами:

http://www.twirpx.com/ (электронные технические книги);

http://kniga-free.ru/ (электронная книга бесплатно);

http://www.uchebnikfree.com/ (учебники бесплатно);

http://iqlib.ru/ (электронные учебники);

http://www.bibliotech.ru/ (электронная библиотека учебной и научной литературы);

http://elibraru.ru/ (электронная библиотека в сфере науки, техники и образования);

http://elib.gpntb.ru/ (сайт Государственной публичной научно-технической библиотеки России).

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра «Техника и технология горного и нефтегазового производства», обеспечивающая преподавание дисциплины «Минерально-сырьевые ресурсы России», располагает аудиториями (137, 108, 410, 430, 439) и лабораторией на 30 посадочных мест (439). Аудитории оснащены электронными проекторами. Лаборатория располагает коллекцией горных пород и минералов, картами полезных ископаемых и минеральных ресурсов.

Для организации образовательного процесса со студентами используется также материально-техническая база университета, обеспечивающая проведение всех видов лекционных, практических и лабораторных занятий. Аудиторные занятия сопровождаются просмотром слайдов и видеофильмов по изучаемым темам.

Преподаватели кафедры и студенты имеют возможность пользоваться компьютерными классами. Все компьютеры имеют выход в систему Интернет. Студенты и преподаватели имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, размещенным в Интернете.

Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Минерально-сырьевые ресурсы России» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для их дальнейшей работы по специальности.

Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются:

Выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;

Объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;

Активное участие слушателей в учебном процессе;

Проведение лабораторных и практических занятий, определяющих приобретение навыков решения проблемы;

Приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.

С целью более эффективного усвоения студентами материала данной дисциплины рекомендуется при проведении лекционных, лабораторных и практических занятий использовать наглядные пособия и раздаточные материалы. Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности использования Интернет-ресурсов по разделам дисциплины.

Для достаточно полного освоения изучаемой дисциплины и получения высоких итоговых результатов студентам необходимо:

· постоянно посещать все аудиторные занятия;

· аккуратно вести конспекты теоретического материала;

· своевременно выполнять практические и лабораторные работы, а также все задания, выданные преподавателем;

· проверять свои знания тестированием;

· тщательно готовиться к сдаче зачета.

Структура и последовательность проведения лекционных, лабораторных и практических занятий по дисциплине представлена в приложении 1 к настоящей рабочей программе.

Тематика лабораторных и практических (семинары) работ по дисциплине представлена в составе ФОС по дисциплине в Приложении 1 к рабочей программе.

Вопросы для выполнения контрольных работ, тесты и перечень вопросов к экзамену по дисциплине представлены в составе ФОС в Приложении 2 к рабочей программе.

Перечень основной и дополнительной литературы приведен в п.7 настоящей рабочей программы.

Методические указания по выполнению различных форм внеаудиторной самостоятельной работы

Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников - ориентировать обучающегося в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по данной дисциплине будущими выпускниками. Список основной и дополнительной литературы приведен в п.7 настоящей рабочей программы.

Контрольные работы. В соответствии с учебным планом в процессе изучения дисциплины обучающиеся выполняют 2 контрольные работы по заданиям, приведенным в Приложении 2 к рабочей программе. Выполнение контрольных работ является обязательным условием для допуска обучающегося к экзамену.

Сведения о текущем контроле успеваемости обучающихся

Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра путем регулярной проверки присутствия обучающегося на лекционных и практических занятиях, оценки качества и активности работы на практических занятиях при решении задач и в ходе блиц-опросов.

Текущая аттестация по дисциплине проводится в формах контрольных работ и тестирования. По результатам тестирования ставится зачет.

Задания для контрольных работ и вопросы тестирования по дисциплине приведены в составе ФОС в Приложении 2 к рабочей программе без указания правильных вариантов ответов или методики выполнения соответствующих заданий для стимулирования поисковой активности обучающегося.

Методические указания по подготовке к промежуточной/ итоговой аттестации

Промежуточная аттестация по дисциплине в 3-м семестре проходит в форме зачета, в 4-м семестре - в форме экзамена (приложение 2 к рабочей программе).

Подготовка к экзамену предполагает изучение рекомендуемой литературы и других источников, конспектов лекций, повторение материалов практических и лабораторных занятий.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению (специальности) 21.05.03. - «Технология геологической разведки», специализация «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых».

Программу составил:

Доцент, к.г.-м.н. Н.К. Андросова

Программа обсуждена на заседании кафедры «Техника и технология горного и нефтегазового производства»

«___» ____________2017 года, протокол №_____

Заведующий кафедрой

доцент, к.т.н. /В.Н. Крынкина/

Программа согласована:

Руководитель ОП направления 21.05.03

доцент, к.т.н.

Декан факультета

Урбанистики и городского хозяйства / Л.А. Марюшин /


Приложение 1

Структура и содержание дисциплины «Минерально-сырьевые ресурсы России»

Направление подготовки – 21.05.03 «Технология геологической разведки», специализация

«Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»

Форма обучения – заочная

Раздел Курс Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах Самостоятельной работы студентов Формы аттеста- ции
Л П/З Лаб СРС КСР К.Р. К.П. РГР Реф. К/р Э З
1. Минерально-сырьевые ресурсы России в целом по видам полезных ископаемых
2 Минерально-сырьевые ресурсы федеральных округов России
3. Минерально-сырьевые ресурсы в геополитике, экономике и экологии России Лабораторные занятия: работас геологической картой, картой полезных ископаемых и прогнозных ресурсов. Семинар на тему «Минерально-сырьевые ресурсы федеральных округов России» (индивидуально для каждого обучающегося)
Контрольные работы
Зачет +
Экзамен +
Итого (180) + +

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский политехнический университет»

(МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХ)

Направление подготовки: 21.05.03 – «Технология геологической разведки»

Специализация

«Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»

Формы обучения: заочная

Виды профессиональной деятельности:

Производственно-технологическая;

Научно-исследовательская

Проектная

Кафедра: Техники и технологии горного и нефтегазового производства

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине

« Минерально-сырьевые ресурсы России»

Составитель:

Доцент, к.г.-м.н. Н.К.Андросова

Москва, 2016 год

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Формы контроля формирования компетенций

В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения дисциплины (модуля), описание шкал оценивания

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю).

ОПК-5 - пониманием значимости своей будущей специальности, ответственным отношением к своей трудовой деятельности
Показатель Критерии оценивания
знать: рынок минерального сырья; Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие знания рынка минерального сырья; Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знания рынка минерального сырья. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при ответе. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знания рынка минерального сырья, но допускаются незначительные ошибки, неточности. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знания рынка минерального сырья, свободно оперирует приобретёнными знаниями.
уметь: проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический анализ и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический анализ и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений: проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический анализ и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при ответе. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический анализ и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при ответе. Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический анализ и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.
владеть: методологией исследований в области экономики минерального сырья Обучающийся не владеет или в недостаточной степени владеет методологией исследований в области экономики минерального сырья. Обучающийся владеет методологией исследований в области экономики минерального сырья в неполном объеме, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность владения навыками по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при ответе. Обучающийся частично владеет методологией исследований в области экономики минерального сырья, навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при ответе. Обучающийся в полном объеме владеет методологией исследований в области экономики минерального сырья, свободно применяет полученные навыки в ситуациях повышенной сложности.

3.Методические материалы (типовые контрольные задания), определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Контрольные задания, применяемые в рамках текущего и промежуточного контроля по дисциплине, носят универсальный характер и предусматривают возможность комплексной оценки всего набора компетенций, предусмотренных ОП по дисциплине.

Вопросы для контрольной работы №1.

Первый вопрос для первой контрольной работы:

1. Охарактеризуйте состояние сырьевой базы углеродного сырья России.

2. Каковы особенности размещения основных бассейнов угля и горючих сланцев, отраженные на рис. 1?

3. Рассмотрите динамику прироста запасов и добычи нефти (рис. 3) и газа (рис. 4) РФ.

4. Укажите распределение ресурсов в УВ по НГП РФ (накопленной добычи, разведанных запасов, перспективных и прогнозных ресурсов), используя рис. 5, и контуры провинций и областей на рис. 8.

5. Найдите на рис. 7 месторождения урана – Стрельцовскую группа, Куруит, Дружное.

6. По добыче, каких видов минерального сырья России входит в первую тройку мировых продуцентов?

7. Какова общая тенденция изменения цен на металлы в период 2003 первое полугодие 2008 г.?

8. Найдите на рис. 8 размещение железорудных провинций и металлургических комбинатов.

9. За счет, каких стран и месторождений покрывается дефицит марганцевых и хромовых руд и титановых концентратов в России?

10. Какая компания является основным продуцентом никеля, кобальта, меди и платиноидов в России?

Второй вопрос для первой контрольной работы:

1. Назовите самое крупное в России вольфрамово-молибденовое месторождение.

2. Найдите на рис. 9 месторождения: медно-кобальт-никелевые, уникальное собственно свинцово-цинковое.

3. Найдите на рис. 10 группы уникальных крупных месторождений бокситов.

4. Рассматривая схемы размещения месторождений олова, сурьмы, ртути и серебра, висмут содержащих руд России (рис. 11), сделайте вывод и их географо-экономическом положении.

5. Рассматривая схему размещения золотоносных провинций и месторождений (рис. 15), а также золотодобывающих предприятий (рис. 17), обратите внимание на широкое их распространение, выделите среди них золоторудные предприятия, районы россыпного золота.

6. Охарактеризуйте состояние сырьевой базы углеродного сырья России.

7. Каковы особенности размещения основных бассейнов угля и горючих сланцев, отраженные на рис. 1?

8. Рассмотрите динамику прироста запасов и добычи нефти (рис. 3) и газа (рис. 4) РФ.

9. Укажите распределение ресурсов в УВ по НГП РФ (накопленной добычи, разведанных запасов, перспективных и прогнозных ресурсов), используя рис. 5, и контуры провинций и областей на рис. 8.

10. Найдите на рис. 7 месторождения урана – Стрельцовскую группа, Куруит, Дружное.

Вопросы для контрольной работы №2.

Первый вопрос для второй контрольной работы:

3. Перечислите федеральные округа России. Укажите, с какими геоструктурами они совпадают.

4. Назовите виды минерального сырья в Центральном округе, имеющие федеральное значение.

5. Какое значение в общероссийском балансе запасов и добычи, железных руд имеют месторождения КМА?

6. Назовите основные виды минерального сырья Северо-Западного федерального округа.

7. Как соотносятся прирост разведанных запасов и добыча нефти в 2002-2007 годах Южном федеральном округе?

8. Какое значение для России имеют гидроминеральные ресурсы Южного округа?

9. Какие виды минерального сырья являются основным на территориях республик Татарстан, Башкортостан и Оренбургской области?

10. Дисбаланс производства и потребления, каких видом металлического и энергетического сырья имеет место в Уральском горнорудном районе?

11. Укажите основные сырьевые ресурсы меди и алюминия в Уральском горно-рудном районе?

12. Как соотносятся запасы и добыча благородных металлов в Уральском горно-родном районе?

Второй вопрос для второй контрольной работы:

1. Как повлияет создание железной дороги «Урал Полярный – Урал Промышленный» на развитие сырьевой базы золота региона?

2. Назовите уникальные месторождения Сибирского округа: медно-кобальт-никелевые, меди, золота, урана, свинца и цинка.

3. Какое влияние окажет трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» на развитие сырьевой базы углеводородного сырья Сибирского округа?

4. Где сосредоточены ресурсы золотодобывающей отрасли Сибирского округа?

5. Найдите на карте округа Ковыктинское газовое месторождение.

6. Наиболее значимые в общероссийском балансе по запасам и добыче виды минерального сырья Дальневосточного округа.

7. Охарактеризуйте перспективы развития энергетической минерально-сырьевой базы Дальневосточного федерального округа.

8. Дайте оценку состояния сырьевой базы благородных металлов Дальневосточного федерального округа.

9. Каковы перспективы развития сырьевой базы легирующих тугоплавких металлов цветных и редких металлов Дальневосточного федерального округа?

10. Укажите основные направления развития алмазодобывающей отрасли в Республике Саха.

При выполнении этой работы следует использовать рисунки, приведенные в учебном пособии . Каждый студент дает ответы на вопросы, номера которых соответствуют его шифру.

Тесты

Тесты к части 1

1. Углеводородное сырье – это…

a. ископаемые угли, торф, горючие сланцы;

b. нефть, газ, твердые битумы;

c. графит, магнезит, известняк.

2. Угольные бассейны в Европейской части России – это…

a. Канско-Ачинский, Кузнецкий;

b. Донецкий, Печорский;

c. Минусинский, Таймырский.

3. Горючесланцевые бассейны – это…

a. Подмосковный, Ленский;

b. Прибалтийский, волжский;

c. Тунгусский, Южно-Якутский.

4. Основная добыча и прирост запасов нефти в России приходятся на провинции…

a. Восточной Сибири, Северо-Кавказскую, Прикаспийскую;

b. Волго-Уральскую, Тимано-Печорскую, Западно-Сибирскую;

c. Притихоокеанскую, Охотскую, Ленно-Тунгусскую.

5. Главнейшие месторождения урана в России – это…

a. Падма, Малиновское, Кедровы;

b. Стрельцовское, Пулукавское, Эльконское;

c. Долматовское, Добровольное, Санарское.

6. Мировой экономический кризис, начавшийся с осени 2008 года, не привел к снижению цен на …

a. никель, кобальт, медь;

b. цинк, свинец, олово;

7. Россия занимает первые места по производству (добычи)…

b. никеля, платины;

c. олово, ртути.

8. В сложных географо-экономических районах России со слабо развитой инфраструктурой находятся месторождения…

a. бокситов, вольфрама и молибдена;

b. сурьмы, ртути и олова;

c. медно-кобальт-никелевые и платиновые.

9. Россия занимает первые места по производству (добычи)…

a. хромитовой, марганцевой руды;

b. никеля, платины;

c. олово, ртути.

10. Уникальные месторождения металлических полезных ископаемых России:

11. Агрохимическое и горнохимичексое сырье – это…

графит, слюды, асбест, магнезит;

минеральные соли, фосфатное сырье, сера;

карбонатные и кремнистые коробы, глины и каолины.

12. Уникальные месторождения металлических полезных ископаемых России:

Тесты к части 2

1. Синонимами названия геоструктуры «Русский кратон» являются…

a. Воронежский кристаллический массив;

b. Восточно-Сибирская платформа;

c. Балтийский щит.

2. Уникальные месторождения железных руд КМА находятся в федеральном округе…

a. Северо-Западном;

c. Центральном.

3. В Северо-Западном федеральном округе благоприятное для экономики наличие крупных месторождений…

a. Редкометалльного и алюминиевого сырья;

b. Железорудного и кремнистого сырья;

c. Алмазного и оловянного сырья.

4. Месторождения алмазного сырья Северо-Западного округа открыты в …

a. Вологодская область;

b. Ненецкий АО;

c. Архангельская область.

5. Уникальное газоконденсатное сероводородное месторождение Астраханское находится в округе:

a. Уральском;

b. Центральном;

6. 100% общероссийской добычи йода осуществляется из подземных вод…

a. Приволжского округа

b. Южного округа

c. Сибирского округа

7. Уникальные месторождения калийных солей Верхнекамское и Соликамское находятся на территории …

a. Южного округа

b. Уральского округа

c. Приволжского округа

8. Сырьевая база черной металлургии Урала характеризуется…

a. Дефицитом высококачественных (с высоким содержанием) железных, хромитовых марганцевых руд;

b. Нарастающим приростом разведанных запасов указанных руд по отношению к балансовым запасам;

c. Сбалансированностью производства и потребления указанных руд, также коксующихся углей.

9. В Уральском регионе сырьевые ресурсы представлены…

a. Оловянными, свинцовыми, висмутовыми рудами;

b. Медными и медно-цинковыми колчеданными рудами, бокситами;

c. Сурьмано-ртуттными серебряными рудами.

10. Уникальные месторождения металлических полезных ископаемых Сибирского округа- это…

11) Сооружение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан» повысят перспективы освоения в основном месторождений…

a. Углеродного сырья;

b. Редкометалльные;

c. Углеводородные;

Свинцово-цинковые.

12) Уникальные месторождения алмазов Дальневосточного округа в регионе…

a. Камчатский край;

b. Республика Саха;

c. Магаданская область.

13) Крупные месторождения углеводородов Дальневосточного округа выделены в субъектах…

a. Хабаровский и Приморский края;

b. Анадырская область и Еврейская АО;

c. Республика Саха и Сахалинская область.

14)Урановое энергетическое сырье Дальневосточного округа сосредоточено в районе…

a. Чукотский АО;

b. Республика Саха;

c. Магаданская область.

15) Во всех административных подразделениях Дальневосточного округа выявлены месторождения…

a. Железных руд;

b. Уранового сырья;

c. Золота.

16) Другие месторождения Дальневосточного округа разделены в субъектах…

a. Магаданской и амурской областях;

b. Хабаровском и Приморском крае;

c. Чукотском АО и Камчатского края.

17) Единственное эксплуатируемое месторождением сурьмы Сарылахское находится в федеральном округе…

a. Сибирском;

b. Дальневосточном;

c. Уральском.

Пример экзаменационного билета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Урбанистики и городского хозяйства

____________/ Л.А. Марюшин /

Лекция №17

Задачи, методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

План:

I. Стадии поисковых работ.

1. Региональное геологическое изучение.

2. Геологосъемочные работы.

3. Поисковые работы.

4. Поисково - оченочные работы.

II. Стадии разведочных работ.

1. Предварительная разведка.

2. Детальная разведка.

3. эксплуатационная разведка.

4. Доразведка.

Ключевые слова: Съемка, поисковые, разведка, региональное, стадия, масштабы, геофизическое, исследование, оценочные, элементы геологических тел, поисковые предпосылки, поисковые признаки, критерии, прогнозные ресурсы, категории запасов.

Геологическое строение территорий (района). Месторождений определяется в процессе проведения геологоразведочных работ. Геологическая съёмка и поиски являются составной частью этих работ, которые в целях рационального и экономичного ведения выполняется по 8 стадиям.

1) Региональное геологическое изучение

а) региональные геолого-геофизические исследования масштаба 1:1000000

б) регионально - геофизические, геолог- съёмочные, гидрогеологические и инженерно геологические работы масштаба 1:200000.

2) Геологосёъмочные работы масштаба 1:50000-1:25000

3) Поисковые работы

4) Поисково-оценочные работы

5)Предварительная разведка

6) Детальная разведка

7)Эксплуатационная разведка

8) Доразведка

9) Эксплуатационная разведка

Последние 4 стадии касаются разведочных работ. Главной задачей геологической съёмки любого масштаба является составление геологической карты, графически отображающей элементы геологических тел, фиксируемых на земной поверхности или определённом глубинном срезе. Последний, может совпадать с подошвой или кровлей стратиграфического горизонта или поверхностью какого-нибудь геологического образования.

В процессе геологической съёмки и анализа составленных геологических карт выявляют благоприятные для рудообразования факторы, которые используют в качестве поисковых предпосылок. К ним относятся климатические, стратиграфические, геофизические, геохимические, геоморфологические, магматические и другие показатели. Всё это указывает на возможность обнаружения месторождений полезных ископаемых.

Поисковые признаки - это локальные факторы, прямо или косвенно указывающие на присутствие полезных ископаемых. Геологическое картирование масштаба 1:50000 сопровождается общими поисками полезного ископаемого, которые можно ожидать исходя из благоприятных геологических предпосылок. Общей задачей поисков являются обнаружение и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых.

Методы поисков разнообразны и применяются обязательно в комплексе с учётом ландшафтных и других условий и видов полезных ископаемых. Возможности их применения обусловлены местом проведения поисков по отношению к земной поверхности. Они могут вестись из космоса, воздуха, скважин и горизонтов подземных горных выработок.

Наземные методы являются наиболее достоверными, разнообразными и широко распространёнными в практике геологоразведочных работ. К ним относится крупномасштабное картирование, геохимическое, геолого-минералогические, геофизические и горно-буровые методы.

Горно-буровые методы самые достоверные из других поисков методов. Они позволяют определить в первом приближении геолога - структурные условия локализации тел полезных ископаемых, их морфологию, размеры и вещественный состав, проследить изменчивость этих параметров, произвести оценку прогнозных ресурсов и подсчёт запасов по категории С 2 .

Поисковые работы проводятся на перспективных площадях в пределах известных и потенциальных рудных полей, а так же бассейнов осадочных полезных ископаемых. Поисковые работы проводятся комплексом перечисленных методов, исходя из ландшафтных и геологических особенностей расположения месторождений, вида полезных ископаемых и его промышленно - генетического вида. В результате работ составляются в масштабе от 1:25000 до 1:5000 и разрезы, оценивающие прогнозные ресурсы полезного ископаемого по категории Р 2 , а на хорошо изученных участках - по категории Р 2 . Поисково-оценочные работы выполняются на участках, получивших положительную оценку при общих поисках или поисковых работах и по заявкам первооткрывателей. На этой стадии определяется геолог - промышленный тип месторождения, ориентировочно m его контур в плане - с экстракцией на глубину, что даёт основание подсчитать запасы категории С 2 и оценить прогнозные ресурсы полезного ископаемого по категории Р 2 .

В результате проявление или отбраковывают, или излагаются технико-экономические соображения о перспективах выявленного месторождения, позволяющие принять обоснованное решение о целесообразности и сроках проведения предварительной разведки

Разведка месторождений полезных ископаемых . Цель разведки - выявление промышленных месторождений полезного ископаемого, получение разведанных в недрах запасов минерального сырья и других данных, необходимых и достаточных для рационального и последующего функционирования горнодобывающих и перерабатывающих предприятий.

Этой цели на каждом этапе экономического и социального развития страны отвечают общие задачи.

Стадии разведки. Разведочные работы более трудоёмкие и дроргостоящие, чем поисковые. Выделяются 3 стадии разведки: 1) предварительная; 2) детальная 3) эксплутационная и 4)доразведки (после эксплутационной разведки). Предварительная разведка проводится после поисково-разведочной стадии и продолжает их на более высоком уровне для получения достоверной информации, способной обеспечить надёжную геологическую, технологическую и экономически обоснованную оценку промышленной значимости месторождения. На этой стадии уточняются геологическое строение месторождения, общие его размеры и контуры. Составляются крупномасштабные (до 1: 500) геологические карты.

Основным направлением является разведка месторождения на глубину до горизонтов, доступных для разработки (путём закладки буровых скважин, подземными горными выработками геофизические исследования, отбираются технологические породы для лабораторных испытаний). Выясняются морфология тел полезных ископаемых, их внутренние строение, условия залегания и качественных. Кроме того, изучают гидрогеологические, инженерно - геологические, горно-геологические и другие природные условия, влияющие на вскрытии и разработку месторождения. Такая изученность должна обеспечить возможность подсчёта запасов по категории С1 и С2. По результатам предварительной разведки разрабатываются временные кондиции, и составляется технико-экономический доклад о целесообразности промышленного освоения месторождения и проведения на нём детальной разведке.

Детальная разведка проводится на месторождениях, положительно оценённых предварительной разведкой и намеченных к промышленному освоению в ближайшие 5 -10 лет. Она подготавливает месторождения для передачи в промышленное использование в соответствии с требованиями классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. По результатам детальной разведки составляется технико-экономическое обоснование постоянных кондиций. Согласно утверждённым кондициям выполняется подсчёт запасов полезного ископаемого с представлением его в Государственную комиссию по запасам при Министерстве геологии РУз.

Месторождения с утверждёнными запасами в требуемых количествах предаются в промышленное освоение отраслевым министерством. Доразведка разрабатываемого месторождения сосредотачивается на менее изучаемых участках: глубоких горизонтах, телах или залежах. Эксплуатационная разведка начинается с момента организации добычи полезных ископаемых и продолжается в течение всего период разработки месторождения. По отношению к добычным работам она может быть опережающей или сопровождающей. Здесь уточняются контуры тел полезных ископаемых, их условий залегания, внутреннее строение, качественная характеристика и количество запасов, пространственное положение промышленных типов и сортов, руд гидрогеологические, горно-геологические и другие факторы разработки месторождений.

Технические средства разведки. Это канавы, траншеи, расчистки, шурфы (поверхностные) и штольни, шахты квершлаги, штреки, рассечки (подземные) и буровые скважины и геофизические методы разведки. Наиболее информационными являются горные выработки, пройденные вкрест простирания рудоносных структур тел и залежей (канавы, шурфы) и другие выработки (траншеи, штреки и др.) пройденную по простиранию и падению рудных тел залежей позволяет проследить по эти направлениям изменчивость их морфологии качественного состава. Шахты с целью разведки проходят редко, чаще их назначение совмещается с отбором больших объёмных технологических проб для заводских испытаний или пробной эксплуатацией. Это так называемые разведочно-эксплуатационные шахты. Буровые разведочные скважины являются универсальным, техническим средством разведки. При вращательном бурении обеспечивается получение керна (ненарушенного столбика горной породы внутри трубы). Такое бурение называется колонковым. Что является основным видом разведочного бурения на рудных месторождениях. Скважины колонкового бурения могут быть вертикальными, наклонными и горизонтальными. Выбор бурового агрегата и конструкции буровой вышки зависит в основном от проекторной глубины разведочных скважин и условий (станки 300 м, ЗиФ).

Система разведки факторы, влияющие на их выбор. Изучение геологических свойств месторождений на разведочных стадиях проводится с применением большого объёма буровых скважин и горных выработок.

1. Линейное подсечение . Это совокупность отдельных пресечений рудного тела скважинами и горными выработками по одному из 3 направлений (мощь, простирание, падение). Наиболее информационным является направление простирания рудного тела, совпадающее с её мощностью. Получение разведочных данных по 3 направления позволяет оценить объёмную изменчивость геологических свойств месторождений. Провести графическое и объёмное моделирование, построив системы поперечных и продольных разрезов, погоризонтальных планов и блок- диаграмм.

2. Группа буровых систем является универсальной, экономии обеспечивает получение полной информации на месторождениях, имеющих значительные размеры тел полезных ископаемых.

3. Группа горных систем. Здесь выделяют системы канав, шурфов, разведочных шахт.

4. Группа горно-буровых систем характеризуется применением в различных сочетаниях горных выработок и буровых скважин.

Факторы, влияющие на выбор систем разведки, подразделяются на геологические, горно-технологические и географо-экономические: а) Основной фактор – геологический – это структурно – морфологические особенности месторождения (формы, размеры, строение); б) горно-технологические факторы обуславливают способы вскрытия и технологию разработки месторождения, исходя из горно-геологических, гидрогеологических условий месторождения; в) географо-экономические факторы оказывают наибольшее влияние на выбор разведочных систем в трудоспособных или отдалённых районах с суровыми климатическими условиями, со слабым развитием производительных сил.

Методы разведки:

Основными методами разведки являются:

1. Детальное геологическое картирование

2. Линейные подсечения тел полезных ископаемых системами буровых скважин и горных выработок.

3. Геофизические исследования в горных выработках и скважинах.

4. Геохимические и минеральные исследования.

Геологическое картирование производится на топографической основе масштаб от 1:10000 до 1:500 при этом на геологическую карту наносится привязка обозначений, разведочные скважины (при помощи теодолитных ходов и геометрического нивелирования) отмечается маркирующие горизонты, контуры тел, элементы технологических нарушений и т.д.

Линейные подсечения тел полезных ископаемых осуществляются либо разведочными системами буровых скважин, либо системами горно-разведочных выработок. Ценной для разведки является геологическая информация, получаемая в процессе проходки разведочных выработок и бурения скважин.

Геофизические исследования в скважинах и горных выработках являются универсальным, по комплексу решаемых задач. Они используются при коррекции геологических неоднородностей. Широко применяется «каротаж», который основан на воздействии локальных естественных и искусственно вызванных физических полей внутри скважин на специальный зонд в датчиках которого возникают сигналы, предающиеся по кабелю к регистрационным и обрабатывающим наземным приборам. Определяется самопроизвольной поляризацией, кажущиеся сопротивлений, радиоактивность пород в разрезе скважины (галса каротаж), изменения магнитного поля по вертикали, изменение теплового режима (термический каротаж) и др.

Геологические исследования производятся с целью увязки рудопродуктивных зон, оценки рудоносности глубоких горизонтов и др. Минералогические исследования направлены на решение следующих задач:

1. Определение полного минерального состава руд и околорудных пространств

2. Выделение по особенностям минерального состава, текстурам и структурам руд их природных типов.

3. Изучение минералогической зональности в дополнение к геохимической.

Контрольные вопросы:

1. Какие задачи геологической съёмки месторождения?

2. Для чего производится детальная разведка месторождения?

3. Что такое - рудное тело, рудоносная структура?

4. Поперечный и продольный разрез месторождений?

5. Что даёт геологические информации при проектировании разработок месторождения?

Литературы:

1. Якушева А. Ф. «Общая геология». М. Недра 1988.

2. Мильнучук В. И. «Общая геология». М. Недра 1989.

3. Ершов В. В. «Основы геологии». М. Недра 1986.

4. Иванова М. Ф. «Общая геология». М. Недра 1974.

5. Панюков П. Н. «Основы геологии». М. М. Недра 1978.